Этим фильмом Джеймс Кэмерон окончательно убедил меня в своей гениальности. В ряду таких шедевров, как "Терминатор" и "Титаник", "Аватар" не только не понизил планку, но показал, что его создатель переступил на ступеньку выше. За ширмой приключений и фантастики Кэмерону удалось выстроить мировоззрение, во многом напоминающее христианское. В "Аватаре" он задел ключевые моменты библейского сознания, меня пронзило осознание этого с первого просмотра. Этот фильм совсем не о том, как украсть миллион или как убить негодяя, а о том, как мы оказались теми, кто мы есть. Вот несколько пунктов, заявляющих о себе сразу.
1) Не природа виновата (не шакалы и не птеродактили) в том, что она стала враждебна человеку и подчас готова убить его, а сам человек стал вести себя неправильно в окружающем мире, из-за чего и начались трагедии. Вспомним сцену, когда главный герой впервые оказался в ночных джунглях и едва не погиб. И что ему было сказано: "Им не надо умирать! Это ты виноват!" У апостола Павла в Рим. встречаем ту же мысль, что вся тварь стенает и мучится доныне по причине греховности человека. У жителей же фантастической планеты была иная жизнь - они поступали в согласии со своей природой и её матерью Эйва.
2) В силу олицетворения наави гармонии с миром и правильного стояния в нём создатель фильма придал им соответствующий облик. Они очень высокие, подобно канонически выписанным святым, что символизирует их вытянутость к небу и высоту духовную. Высокий рост - следствие слабого притяжения к земле. И в прямом, и в переносном смысле. А голубой цвет символизирует небесную чистоту и беспорочность.
3) Ночной лес этой планеты с его завораживающими красками полон сентенций, наводящих на мысль о рае. Хочется остаться здесь навсегда и не знать ничего, кроме этой красоты.
Всю фантастику можно поделить на две категории: а)Фэнтэзи для любителей кино-экстрима, тут все краски и маски и спецэффекты в гости к нам, чтобы поглазеть на то, чего в жизни не бывает. Такое искусство рассчитано на людей, не привыкших задумываться над смыслом жизни. б) Сказки-притчи со своим специфическим способом донести до зрителей важную идею. Не знаю, с чего начать подобный киноряд, но положим, он начинается с Тарковского и его "Сталкера". К большому своему сожалению, я видел по многим откликам, что "Аватар" нравится только как новый фантастический блокбастер с невиданными спецэффектами. Супер-боевик и только. Лишь как новая погремушка для тех, кто жить не может без погремушек. А что, если этот фильм - некое послание человечеству о том, что оно собою представляет и куда движется? Ведь люди, во главе которых стоят транс-космические корпорации и боевитые полковники, окончательно перестали быть адекватны окружающему миру. Изначально было не так и не должно быть так. В этом крик фильма Кэмерона.
Пусть у нас нет таких волос, которыми можно устанавливать связь с любым живым объектом и быть с ним заодно, но некий духовный орган в нас есть для этого от сотворения. А если есть, то почему нарушена связь? Почему человек перестал быть повелителем богосозданного мира согласно с Божьим замыслом? Почему у наави получается, а у человека - нет. Фильм об этом.
Важнейший момент фильма: жители планеты имели возможность устанавливать контакт с любым живым существом - физиологически и ментально. По поводу установления взаимности и дружеского сосуществования между человеком и животным вспоминаются прп. Герасим и его лев, прп. Сергий Радонежский и медведь и множество подобных случаев. Такое возможно благодаря благодати, возвращённой человеку Христом. Или в условиях непадшего мира. Похоже, что у выдуманных аборигенов получалось жить в согласии с Эйва - их божеством, а через него со всем окружающим миром.
Даже если я буду стоять как вкопанный перед медведем, не буду смотреть ему в глаза, не буду проявлять вообще никакой агрессии, - кто поручится, что я останусь цел? Дело тут не в моей агрессии или добродушии, а гораздо глубже: медведь не видит во мне того, кого увидел в преподобном Сергии Радонежском, или кого увидел в преподобном Герасиме его лев. Кого же? Человека с большой буквы, человека как высшее божественное творение, наделённое (страшно сказать!) образом Самого Творца. И не растерявшего при этом благодать. Те живые твари, которые по замыслу Божию должны были чтить человека как господина и даже изначально были приведены к нему, что бы от него получить имена (Быт.2:19), - что само по себе свидетельствует о владычественном положении человека, - теперь стали относиться к нему настороженно и враждебно. Животные часто либо боятся человека, либо готовы напасть на него. Причина одна: сам человек не устоял в этом высоком звании, ниспал в результате ослушания и преступления божественной заповеди и лишился той славы (употребляю это слово в библейском, не в обычном смысле), которая заставляла всю тварь благоговеть перед ним, потерял моральное право быть господином. Именно такого, нет, хуже - бродягу, вояку и выпивоху - встретили животные главного героя на идеальной (а потому нереальной) планете. И сразу готовы были растерзать его как инородное тело. Это нормальная реакция. Инородное тело потому, что он не соответствовал идеальному порядку Пандоры. Нейтири говорила ему: "Ты не знаешь, что делаешь...Поступаешь как ребёнок... Они не должны были умирать... Это твоя вина!"
Итак, почему меня готов растерзать медведь? Почему природа стала враждебна мне? Потому, что я стал враждебен Творцу. Это моя вина, мои грехи. Путь исправления ситуации - Христос.
Я не верю в существование мира, в котором люди (аборигены, инопланетяне и т.д.) не согрешили перед Творцом. Поэтому "Аватар" для меня - не более чем напоминание о том, чего лишились люди.
А этот пусть плотской, но простой и понятный образ соединения двух существ через специальный орган в волосах! Орган, необходимый для установления связи. Он напоминает о связи, которая должна быть между творениями одного Творца! Она нарушена грехопадением, но должна быть восстановлена. Христос прежде всего в Себе Самом соединяет Бога и человека, воссоединяет падших людей с Богом и, наконец, воссоединяет разрозненное грехом творение. Сам термин "религия" переводится как восстановление связи. Понимает это или нет Кэмерон, не знаю, но ему удалось специфическим языком рассказать постулаты догматического богословия.
Эйва с некоторыми оговорками может служить напоминанием Творца. Из фильма следует, что природа планеты - это тело Эйвы. Истории религиозной философии известна подобная конструкция мировоззрения. Пантеизм - это вера в то, что всё вокруг является божеством. Нет ничего, кроме божества. Весь материальный мир - тело божества. Я сам - только частичка божества. Однако, в пантеистической культуре невозможна наука. Основоположник науки в христианском мире Галилео Галилей говорил, что "научный эксперимент - это испанские сапоги, в которые я зажимаю природу". Тело божества пытать нельзя, значит, для Галилея природа не являлась Богом. И вот мы наблюдаем, как научная миссия на Пандоре спокойно проводит свои эксперименты, учёные втыкают сканеры в корни деревьев, изучают посредством их сигналы, не встречая сопротивления Эйва. Напротив, последняя как-будто готова раскрыть свои тайны. Кроме того, Эйва - это не вся Пандора (тем более, не весь космос, как было бы в пантеизме). Это совершенно конкретное дерево с координатами, едва не уничтоженное авиаударом. Кроме того, мы видим, как главный герой молится Эйва и потом понимает, что был услышан. В мире пантеизма невозможна не только наука, но и молитва. Если я - частичка божества, я не могу молиться самому себе. Таким образом, пантеистическая модель не приживается на Пандоре. Эйва - это родная мать всего живого на Пандоре, которая любит их и заботится. Она отзывается на молитву и из двух зол выбирает меньшее. В богословии есть понятие - "атрибуты Божества". Свойства Эйва в чём-то напоминают свойства Бога, прописанные в "Законе Божием".
Тем не менее, не стоит проводить абсолютную аналогию между Творцом и Эйва. Не помню точно, кто из толкователей Св.Писания о по какому конкретному поводу это говорил, но мысль его состояла в следующем: когда ты берёшься толковать евангельские притчи, не переходи предела, не все детали взятого для притчи примера должны быть непременно истолкованы, важна только главная мысль.
Один сюжет фильма, не вписывающийся в рамки христианского мировоззрения: переселение души (или сознания) из тела в тело. Пресловутая реинкарнация. Если стоять на христианской платформе, то следует признавать одну жизнь, одно тело. Тело настолько единственно, что даже умерев, оно должно будет воскреснуть, чтобы вместе с душой получить вечность. Невозможно даже в принципе допустить какие-то технологии, позволяющие перемещать душу из тела в тело.
Наконец, что тоже важно, в фильме "Аватар" показана аллегория на современную внешнюю политику США. Ключевая фраза, сказанная устами главного героя в укор своим оппонентам: "если у кого-то есть то, что тебе нужно, - объяви его врагом". Не исключено даже, что ради одной этой фразы фильм и был снят. Как ради одной-единственной богословски выверенной фразы из уст отца Брауна Честертон писал свои детективные рассказы.
Для режиссёра осталась богатая почва для продолжения. Вот тогда-то Эйва и раскроется с большей полнотой. Куда он уклонится, если станет развивать тему Эйва? Мне это интересно. В сторону ли безличной Силы как в "Звёздных войнах", или в сторону супер-мозга, или в сторону богини-матери? Или что-то ещё.
