Православное образованиеВоскресная школа

Аватара пользователя
Автор темы
СергейСт
Супермодератор
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 417
Зарегистрирован: 05.07.2015
Откуда: Российская глубинка
Пол: мужской
Вероисповедание: православное
Образование: высшее богословское
Детей: 5
Возраст: 46
Воскресная школа

Сообщение СергейСт » 08 июл 2015, 20:35

В нашей маленькой епархии в разгар летних каникул всерьёз взялись причёсывать Воскресные школы. То есть приводить в порядок. Теперь у всех будут типовые документы, которым мы должны соответствовать. Это: Положение о деятельности Воскресной школы, Стандарт учебно-воспитательной деятельности, Программы предметов, требования к аккредитации педагогов, Концепция развития и проч. Надо признать, всё это нужно. Порядок должен быть. А то ведь что получается: зачастую преподают старушки и не то, что программу, а и название своего предмета назвать затрудняются (я не преувеличиваю, в нашей школе так и было). Без соответствующих требований Воскресная школа на деле вообще может превратиться в старушечью шарашку. Процесс приведения к стандарту идёт ни шатко, ни валко, и тут выясняется, что потенциала развития Воскресных школ не осталось. В лучшем случае они продержатся не прежнем уровне ещё несколько лет. И этому есть объективные причины. Наведение порядка сыграет роль эдакой консервации Воскресной школы как таковой. ИМХО.

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
СергейСт
Супермодератор
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 417
Зарегистрирован: 05.07.2015
Откуда: Российская глубинка
Пол: мужской
Вероисповедание: православное
Образование: высшее богословское
Детей: 5
Возраст: 46
Re: Воскресная школа

Сообщение СергейСт » 27 фев 2016, 20:29

Нашёл в рабочей программе по "Основам православного богослужения" в теме о таинстве покаяния такой вот перл, свидетельствующий отнюдь не в пользу православной образованности составителя.
Практическая часть: создание «дерева добра». (Сделать ствол и ветки дерева из картона. Из бумаги вырезать листья, цветы, плоды (любые), на которых с обратной стороны подписать человеческие качества (и хорошие и плохие), пороки и добродетели. Негативные качества написать только на листьях, а положительные и на листьях, и на цветах, и на плодах. Предложить детям закрепить на дереве то, что они считают подходящим для «дерева добра». Смысл в том, чтобы показать, что, только имея «добродетельное житие», человек может «расцвести» духовно и принести достойные плоды. А человек недобродетельный подобен голому дереву или имеющему только листву, не приносящему плода (сравните: Евангельское повествование о смоковнице)).
Ну, во-первых. "Плоды" есть как у добродетелей, так и у пороков. Только в первом случае это добрые плоды, а во втором - злые.
Во-вторых. Составитель явно не понял смысл евангельского рассказа о смоковнице. Это аллегория о том, что заботящийся только о внешнем ("листья"), но не приносящий духовного плода умрёт.
В голове составителя (составительницы?) явно туман, всё перепуталось - книжные истины с отсебятиной.

Беда, беда. Что несут на уроках в Воскресных школах?

Аватара пользователя
Автор темы
СергейСт
Супермодератор
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 417
Зарегистрирован: 05.07.2015
Откуда: Российская глубинка
Пол: мужской
Вероисповедание: православное
Образование: высшее богословское
Детей: 5
Возраст: 46
Re: Воскресная школа

Сообщение СергейСт » 23 янв 2017, 16:13

При подготовке к занятию в Воскресной школе я задался поиском наглядного для детей пособия в виде какого-нибудь мультика с целью показать, как можно научиться какому-нибудь доброму делу. Мы проходим тему "Добродетели", и по ходу урока нужно пояснить детям, что если данной добродетели у тебя нет, не беда, её можно постепенно приобрести. Мне захотелось вспомнить на эту тему подходящий мультик. Сходу этого сделать я не смог. Даже удивился: столько хороших, добрых советских мультиков, а ничего не приходит в голову. Позвал своих детей, просил привести подходящие примеры. Сначала они вспомнили одну из серий про Лунтика "Невежи", где гусеницы учатся хорошим словам, а потом мы сошлись на "Волке и телёнке", где волк постепенно менялся к лучшему, не только не съев телёнка, но и оставив свои грабительские привычки. В итоге его я и показал в группе. Но сомнения остались: неужели нет других, может быть, более подходящих примеров?
:Search:

Аватара пользователя
Автор темы
СергейСт
Супермодератор
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 417
Зарегистрирован: 05.07.2015
Откуда: Российская глубинка
Пол: мужской
Вероисповедание: православное
Образование: высшее богословское
Детей: 5
Возраст: 46
Re: Воскресная школа

Сообщение СергейСт » 07 апр 2017, 21:28

Сегодня в нашей М-ской епархии прошло собрание приходских миссионеров. От нашего собора мы трое прибыли первыми, и охранник епархиального управления провёл нас в пустующую приёмную на втором этаже. На одной из дверей висела табличка с пугающим названием "Начальник". На другой двери названий не было. Опасливо поглядывая на "начальника", мы ожидали развития событий.

Между тем я позвонил настоятелю и, получив распоряжение забрать товар, спустился на склад. За компьютером сидела привлекательная молодая женщина. Когда дошла очередь до меня, она отсчитала мне 100 штук пасхальных посланий и попросила пересчитать. Я не хотел считать, о чём прямо ей и заявил. Она сказала, что тогда не отпустит. Я посчитал для вида несколько штук, сказал, что одна лишняя, и выложил одну. "Вы хорошо посчитали?" - недоверчиво переспросила она меня. Я сказал, что да, и что у неё очень красивые синие глаза. У неё на самом деле были удивительной яркости лазуревые распахнутые глаза. Она заулыбалась, пробормотала "спасибо" и больше не настаивала на пересчёте.

Когда я поднялся вновь на второй этаж, прибывших миссионеров уже запустили в кабинет без таблички. Я тщетно пытался найти хоть одну икону на стенах кабинета. На уровне пояса из-за спинки кожаного кресла владельца кабинета искоса выглядывал портрет архиерея.

Наконец, явился сам хозяин, руководитель миссионерского отдела епархии отец Сергий. Начал он встречу с показа фильма, не относящегося к теме мероприятия. Развернув к нам свой ноутбук, включил фильм митрополита Илариона, в котором кратко рассказывалась история всех поместных Православных Церквей. Пол-часа мы вынуждены были смотреть кино, ради которого преодолели путь в 150 км. Посреди просмотра, чтобы не позабыть, батюшка попросил выйти всех в коридор и сфотографироваться. Это было, конечно, гвоздём программы. Вернулись к фильму. Когда зашёл рассказ о Кипрской Церкви, и голос за кадром поведал, что турки захватили западную часть острова, я сварливо заметил, что не западную, а северо-восточную. Отец Сергий с виноватым видом развёл руками и пожал плечами. По окончании фильма, он пояснил целесообразность данного показа следующими словами: "Это для того, чтобы мы с вами осознавали, в каком мире мы живём и какое сообщество нас окружает". Вот тут меня осенило, что за отцом Сергием надо записывать. Все приведённые ниже цитаты даны очень близко к сказанному, почти буквально. Я пожалел, что не обладаю навыками стенографиста. Видя, как я стал быстро записывать, мои коллеги тоже потянулись за блокнотами и стали себе тоже что-то помечать. Записывать я старался буквально как было сказано, со всеми огрехами речи.

Для начала отец Сергий выдал ранее не слышанную мною формулу, что образование равно миссия плюс катехизация. Я себе записал.
- Людей не следует пугать православием - ни в коем случае. Людей надо привлекать.
Это я себе тоже записал. Чтоб не забыть. Когда ещё услышишь? Затем выставил демонстративно перед собой на стол термос с кофе, открыл, налил дымящуюся ароматную жидкость в чашку и с удовольствием прихлебнул. Батюшка посмотрел на меня, подозвал мальчишку-фотографа и шепнул ему принести бутылки с водой и стаканчики.

- Почему люди тянутся к разным там протестантам? Потому что они чувствуют там атмосферу семьи. Вы первые на приходе соработники, которые должны следить за этой атмосферой.
Вот разве я когда-нибудь знал, что миссионер следит за атмосферой в храме?! Я поставил чашку с кофе и продолжал записывать.

- Работники свечных лавок - это первые на приходе миссионеры. Это должны быть люди со стойкой психикой. Для них мы также планируем провести семинар.
Здесь отец Сергий имел в виду, конечно, то, что люди, приходя в храм, в первую очередь обращаются к работникам церковной лавки.

- Также вам хорошо было бы продумать о таком формате миссионерского служения. Какой это формат? Это формат миссионерской литургии.
Мы, бедные приходские миссионеры, учителя и библиотекари, сидели и думали, как бы это нам так литургию совершить в таком формате.

- Хорошо было бы создать Воскресную школу для взрослых! Конечно, мы будем вас просвещать, чтобы вы могли вести такие курсы для взрослых.
Первые уроки в Воскресной школе для детей и взрослых я начал вести ровно 20 лет назад, в далёком 1997 году. Отец Сергий, наверное, был ещё учеником начальной школы.
- Приглашать священника на эти курсы, накрыть какой-нибудь чай. Батюшка чай попьёт, булочку покушает, и такое будет общение.
Я не против булочки, но зачем нам-то это говорить?

- Также таким видом миссионерского служения является создание странички в интернете. Репостите сообщения с епархиального сайта и таким образом показываете жизнь Церкви. Можно "В контакте", в "Одноклассниках". Поэтому, пожалуйста, создавайте такие группы, делайте ссылки на епархиальное управление.

- Нужно создавать уголок миссионера: там должна быть информация о храме, информация о священниках, которые в нём служат, о предстоящих праздниках. С сайта "Православие и мир" скачивать листовки и развешивать. Мне очень понравился девиз "Будьте с Богом, будьте с храмом", его можно уже даже встретить на просторах интернета.

- Поднимите руку, кто у нас здесь является приходскими консультантами? (Робко поднимает руку одна женщина. Я сижу). Ну, не стесняйтесь, поднимайте руку. Ну, кто консультирует? Вот Вы кто?
- Я, батюшка, в лавке торгую.
- Да Вы же приходской консультант! А Вы?
- Я тоже в лавке работаю...
- Вот ещё один консультант! Что должны делать приходские консультанты? По существу отвечать на задаваемые вопросы! Например, спрашивают: вот мне бабушка снится, что бы это значило? Отправьте его к священнику, он обязательно расскажет, почему бабушка снится.

- Обедня это когда совершается божественная литургия. Это самая сильная молитва в Церкви.
Ещё одно ценное наставление:
- Порекомендуйте людям Закон Божий Слободского, там всё есть. Надо как-то людей привлекать к хорошему, это будет хорошее и нужное, которое нужно каждому из нас.

- Те, кто не носит крестик, на тех злые силы имеют большее впечатление.

- Вы, миссионеры, должны признавать свою некомпетентность в церковных вопросах, чтобы ничего не выдумывать и не фантазировать.

- Раздавайте листовки в Великую субботу всем приходящим, это будет иметь пригодное действие.

- В чём ещё заключается наша деятельность? Это, конечно, самое главное - антисектантская деятельность.
И далее, читая из ноутбука комментарии к закону Яровой, приводит конкретный пример, как должен действовать приходской миссионер при встрече с сектантом:
- Подходите к сектанту с диктофоном и спрашиваете: "А Вы миссионерской деятельностью занимаетесь?" - "Да". "Прекрасно! А где находится ваша организация?" Он отвечает: "Там-то, там-то". Всё! Идёте спокойно в суд и подаёте на него заявление.

- Могут быть и другие формы миссионерской деятельности, какие только вам в голову взбредёт.

- Рекомендую пользоваться для общения WhatsApp и Viber. Заболела какая-нибудь прихожанка - ставим лайки.

Ответить Пред. темаСлед. тема